Строительные смеси в Украине (2)

Корзина

В корзинепусто
Сумма:0,00 грн.
Ваша корзина пуста

Категории

Строительные смеси в Украине (2)

Ситуация в других подотраслях не намного лучше. Для анализа проблемы стоит рассмотреть сферу
торговли строительными материалами. Торговцы стройматериалами специализируются и от группы переходят к
рознице. Кризис кризисом, но и в настоящее время лишь в столице можно насчитать около 1000 фирм, которые
достаточно успешно торгуют разнообразными стройматериалами и в том числе строительными смесями. Секрет
успеха - в умении предусматривать изменения в настроениях рынка и вовремя реагировать на них. В частности,
практика свидетельствует, что выполнить прихоти самого капризного потребителя, в то же время повысив ценовую
конкурентоспособность собственной продукции, в настоящее время позволяет вертикальная специализация торговых
компаний в узких товарных сегментах строительного рынка. Опыт лидеров также подсказывает: в условиях "охлаждения" рыночной коньюнктуры поддержать продажи отчасти удается за счет освоения новых регионов. А гибкости в работе оптовикам добавляет  собственная крамничка с недорогим ходовым товаром, в покупке которого потребитель не откажет себе и в условиях после кризисной депрессии.В ценовом противостоянии выручает специализация. Высокая конкуренция на  рынке строительных смесей и ослабленный кризисом спрос не позволяют продавцам рассчитывать на высокие прибыли. Для многих предпринимателей прибыль в пределах 10-15% считается приличной, хотя один-два года тому назад рентабельность оптовой торговли была вдвое выше.Еще одна существенная особенность настоящего - специализация. Если в прошлые годы активно развивались фирмы-продавцы, которые охватывали широкий спектр материалов, создавая своеобразные строительные супермаркеты, то теперь - все наоборот. Большинство оптовиков сократили ассортимент до 1-2 видов строительных материалов. Современные торговые фирмы пошли путем узкой специализации, потому что привлекать клиента лишь большим выбором товара на составе все сложнее, да и дороже. Потребители уже отдают преимущество не тем фирмам, в которых богатый выбор всяческих товаров, а скорее тем, в которых широкий спектр продукции определенного вида (например краски). Кроме того, и в ценовой конкуренции специализированные фирмы имеют большие возможности. А это - плюс в условиях, когда все больше операторов рынка в борьбе за клиента "сбрасывают" цену , жертвуя собственной прибылью.

Для торговцев стройматериалами сегодня наиболее актуальными являются лишь большие города: Киев, Харьков,
Донецк, Днепропетровск, Запорожье. Но и на этих мощных рынках по некоторым наименованиям строительных смесей
продажи сократились приблизительно на 40%-50%. Уменьшились объемы реализации - фирмы-оптовики стали
торговать вразнобой. Отдавать товар под реализацию стало невыгодным. Поэтому характерная особенность
современного рынка строительных материалов - увеличение количества специализированных фирменных
магазинов.

Для  рынка строительных смесей характерная сезонность развития. После периода затишья, которое
длится с октября до марта, начинается настоящий всплеск спроса на все виды строительных материалов. 
Невзирая на позднее начало строительного сезона 2003 года (лишь в апреле) в связи с затяжной зимой,
председатель Ассоциации производителей сухих строительных смесей Юрий Спектор констатирует, что за первые
семь месяцев года отечественное производство выросло на 20—25% в сравнении с аналогичным периодом в прошлом
году.Учитывая то, что основную массу сухих строительных смесей, которые выпускают в Украине, составляют
смеси для внутренних отделочных работ, сезон активного спроса на которые длится до ноября-декабря, общий
рост рынка нынешнего года может достигнуть 30—40%.

Следовательно уже большинство экспертов считают, что объемы использования сухих строительных смесей в Украине превысят 500 тыс. т, а отечественное производство достигнет 300 тыс. т.Рынок сосредоточивается в руках ведущих фирм. Некоторые большие предприятия говорят о 50-60% росте производства в сравнении с прошлым годом. Следовательно, параллельно с ростом рынка начинается процесс его концентрации, что полностью законамерно — например, в Польше, как и в Украине, работает 100 производителей строительных смесей, но только 10 из них делают погоду на рынке.

За отечественный рынок соревнуются в первую очередь предприятия, которые входят в Ассоциацию  производителей сухих строительных смесей («Хенкель Баутехник (Украина)», «Фомальгаут», Павлограджитлобуд, «Гелиос», «Бион-Импекс», «Полирем», ТММ), а также — «Атлант», «Артель», «Лидер», «РосКат», «Аквалет», «Мастер» и «Керамикс». Другие фирмы, по данным операторов рынка, работают в основном на свой регион и производят не больше 2,5—3 тыс. т смесей в год.

Ввоз смесей на цементной основе почти прекратился, на гипсовой — вскоре уменьшится. Большие, а тем более
мелкие, отечественные производители сосредоточиваются на смесях на цементной основе. На рынке смесей на
гипсовой основе (штукатурки, шпаклевки, затирки, для швов, анкерные смеси) доминируют заграничные
производители — турецкие, молдавские (завод «Cmc-knauf»), французские (Semin), польские (Atlas) и финские
(Optiroc).

Также в объемах свыше 1000 т за год, по данным операторов рынка, импортируют смеси марок Litokol и Mapei (Італия) и Sopro (Польша).Среди них наиболее представлены турецкие производители, которые работают в нижнем ценовом сегменте, от них намного отстает Knauf, что представляет смеси средней и дорогой категории, дальше с достаточно большим отрывом — отечественная продукция этой же ценовой группы. Чуть меньше, чем все отечественные  производители, вместе взятые, продают смесей на гипсовой основе представители верхней ценовой группы — Semin и Optiroc (TM Vetonit).

Благодаря господствующему положению в гипсовом сегменте рынка на импорт приходится 40% всех сухих смесей, которые используются в Украине. Однако отечественные производители уверены, что и этот сегмент рынка им удастся частично отвоевать.

По словам директора львовской фирмы «Атлант» Олега Конопацкого, половину турецких смесей завозят контрабандным путем.Впрочем, ожидаемое усиление таможенного контроля после недавнего заседания Совета нацбезопасности и обороны, посвященного этой теме, позволит сократить объемы контрабанды, в частности, турецких гипсовых смесей. А с официально завезенными турецкими смесями уже смогут конкурировать по цене отечественные производители, по крайней мере расположенные подальше от южных морских портов.

Производителям маловато одних сухих смесей. Хотя львиная доля спроса на сухие строительные смеси, как и раньше, приходится на три группы — клеи для плитки, наливные полы и гипсовые шпаклевки, производители в этом году продолжают непрестанно расширять ассортимент. Но активно расширяют ассортимент фирмы, которые уже в настоящий момент имеют сильные позиции на рынке и широкий ассортимент.

Большим и средним компаниям, таким как «Хенкель Баутехник (Украина)», «Полирем», Павлограджитлобуд, «Атлант», «Гелиос», «Артель» уже стал тесным сегмент собственно сухих смесей. Они осваивают производство жидких веществ, необходимых для строительных работ: грунтувочных эмульсий, гидроизоляционных мастик, полимерных штукатурок, разнообразных грунтовок и специальных клеющих растворов.

«В настоящий момент мы производим и реализовываем материалы практически под все виды работ и элементы
конструкций», — сообщили представители «Хенкель Баутехник (Украина)», выведя в этом году на украинский рынок
группу материалов для заключения пола Thomsit, где среди 24 позиций лишь 6 является собственно  сухими
смесями
, а также жидкие материалы для монтажа облицовочной плитки и затирки швов для слабых основ и
агрессивных сред.

«Мы избегаем разработки универсальных материалов, потому что это экономически невыгодно», — объяснил главный
технолог ООО «Хенкель Баутехник (Украина)» Евгений Карапузов. Похоже, нишу «универсальных» материалов,
которые в любой области применения уступают за характеристикам специальным, ведущие производители оставили
небольшим фирмам, которые выпускают менее десятка видов сухих смесей «на все случаи жизни» и до сих пор
сбивают одна перед другой цены так, что конкуренция уже идет за каждую копейку на килограмме.

Наибольшие производители уже выпускают не 1—2, как в 1998—2000 годах, а 5—9 видов самого только клея для  плитки — в зависимости от материала (кафель, мрамор), размера, места монтажа (стены, пол), области применения (кухня, ванна, фасад) и основы (крепкая или слабая).

Активно отечественные производители осваивают и смеси для монтажа теплоизоляции. По данным Ассоциации производителей сухих строительных смесей, их выпускают уже 10—15 фирм. Неотложная потребность утепления фасадов, которую к тому же стимулируют новые нормы теплоизоляции сооружений, фактически не оставляют строителям другого выбора, как применять современные утеплители и, соответственно, сухие смеси для их монтажа. «Дело в том, что утеплители имеют низкую адгезию и из-за этого плохо крепятся к обычному раствору — здесь нужны только специальные сухие смеси», — объясняет Ольга Ступина.

Это предопределяет значительный потенциал этого сегмента рынка, который, по разным оценкам, теперь составляет от 2 до 5% объемов реализации всех сухих смесей.